Диалоги о Саратове

Опубликовано 29-03-2016
Источник: Тектоника плюс № 15 Автор: Андрей Мушта

На мой взгляд, самое неблагодарное дело –выслушивать объяснения художников по поводу их творчества. Если этот чудесный человек смог внятно и доходчиво все объяснить, с этого момента он - уже не художник, а литератор. Мне в этом смысле гораздо проще, потому что в моей профессии требуются пояснительные записки по каждому незначительному поводу.

 

 

 

Если бы я знал, что создаю арт-объект для сквера им. Кривохижина в центре бывшего круглого водоема, то это была совсем другая история… Скорее всего, появилась бы деревянная ротонда в духе контекстуализма, отдаленно напоминающая вигвам или хижину асимметричной формы. Она дала бы посетителям парка долгожданную тень, защиту от дождя и удобные места для неспешных бесед. К сожалению или к счастью, но сейчас в этом замечательном сквере оказалось то, что предназначалось изначально для многолюдной улицы…

Первоначально я предполагал, что будущий арт-объект, который по своим габаритам сопоставим с обычной скамейкой, будет стоять прямо на тротуарной плитке в одной из чудесных пешеходных зон Саратова в самом центре нашего города. Поэтому появилась идея сделать некий парафраз на тему стерлядок саратовского герба. Я представил, какими бы они стали, если бы жили в нашу светлую эпоху айфонов, макдональдсов и кока-колы. Так появилась небольшая толстенькая рыбка — питьевой фонтанчик. Хотелось, чтобы она была крошечной и озорной, как Манекен Пис, эмблема Брюсселя. Для того, чтобы рыбка не затерялась в плотном потоке идущих людей, ее пришлось приподнять повыше человеческих голов — на постаментик в виде округлой гальки, как бы отшлифованной этим самым потоком. Постаментик получился скучноватым, и я придал ему слабо выраженные антропоморфные архаические черты, как будто бы какие‑то находчивые люди использовали в качестве постамента под рыбку фрагмент другого, более древнего памятника. Так часто делают в Саратове, достаточно вспомнить забавную историю хозяйственного использования частей памятника Александру II, на фундаменте которого сегодня стоит Н. Г. Чернышевский, на постаменте которого стоит Ф. Э. Дзержинский, фрагмент которого стал памятником Первой учительнице, и композиция которого была использована для памятника П. А. Столыпину. Так делали не только в Саратове, но даже в Древнем Риме и Византии, подобные скульптурные химеры из двух не связанных между собой фрагментовможно встретить во многих старинных городах Европы.

Когда параметры будущего арт-объекта стали мне более-менее понятны, я задумался о технологии его изготовления. Скульптурку предполагалось сделать из терракоты или бетона с последующей обработкой поверхности текстами. Люди, знакомые с такого рода работой, знают, что самая дорогая и трудоемкая ее часть — изготовление модели и контрформы, а вот трудозатраты на отливку одной или двух копий практически одинаковы. Поэтому я решил, что если за те же деньги саратовцы получат не один, а целых два питьевых фонтанчика, это им понравится больше. На самом деле, саратовцы получили оба фонтанчика совершенно бесплатно, потому что затраты на изготовление и установку арт-объекта были оплачены спонсором.

Две рыбы на своих смешных постаментах позволили создать дополнительные смыслы. И это были совсем не те смыслы, которые нашли в композиции некоторые бдительные саратовцы. В первую очередь, два профиля позволили воссоздать в объеме забавную картинку-тест датского психолога Эдгара Рубина, так называемую «фигуру, дающую возможность обратимого выделения фигуры и фона». Два профиля, расположенных друг против друга, формируют между собой пространство, силуэтом напоминающее вазу. И у «вазы», и у двух профилей общий силуэт, и человек, в зависимости от того, что он считает силуэтом, а что фоном, способен увидеть либо вазу, либо профили. Симметрично расположенные объекты метафизически обозначают, подобно афинским Пропилеям, начало важного пути. Они же создают своеобразную рамку в стиле барокко для фотографирующихся рядом с ними людей. Кроме того, две условные головы, поставленные достаточно близко друг к другу, напомнили мне людей, разговаривающих шепотом. Изо рта у них поочередно изливается порция воды — своего рода фраза, сказанная негромко. О чем негромко могут говорить две саратовские головы? Конечно же о родном городе! Поэтому рабочее название объекта- «Диалоги о Саратове».

 

 

О ПОЛЬЗЕ БЕСПОЛЕЗНЫХ ВЕЩЕЙ

Мне кажется, что сейчас круглая классическая скульптура в городской среде абсолютно изжила себя. Интерес в современном мире представляют объекты- аттракционы, скульптуры с функцией скамейки и прочими полезными опциями. Поэтому, кроме питьевых фонтанчиков, в тела рыбок должны были встраиваться часы (чтобы назначать свидания), барометр (чтобы обсудить погоду), термометр и прочие полезные для граждан приборы. Ночью скульптуры должны были излучать мягкий свет через встроенное оптоволокно. Кроме утилитарной пользы, головы замышлялись как своеобразный верстовой столб на пути саратовцев, что‑то запоминающееся, помогающее идентифицировать маршрут. В Саратове порой бывает зима и полгода фонтаны выглядят сиротливо. Поэтому я пытался сделать объект, который без воды мог напоминать двух снеговиков (или снежных баб) с ведрами необычной формы на голове.

 

О НЕКОТОРЫХ ПРОТОТИПАХ И СМЫСЛАХ АРТ-ОБЪЕКТА

Мне хотелось бы, чтобы каждый увидел в «Диалогах о Саратове» что‑то свое. Я намеренно придал современной скульптуре архаические, нечеткие черты, закодировал, спрятал в ней реминисценции из богатейшего исторического прошлого Саратовского края. Что‑то современной кириллицей написано прямо на поверхности, но для понимания остального необходимо потрудиться. Видимо, поэтому, стоит коснуться исторических аллюзий.

1. Сарматы. Люди с деформированными головами. Почти тысячу лет в степной зоне нашего края жили кочевники-европеоиды — воинственные сарматы. Девушка-сарматка не имела права выйти замуж, пока в бою она лично не убивала вражеского воина. Сарматы отличались еще одним удивительным обычаем: с детства им бинтовали голову особенным образом, отчего верхняя часть становилось узкой и сильно вытянутой вверх. Бритая деформированная голова казалась сарматам невероятно красивой. От сарматов осталось много таких деформированных черепов, но совсем не осталось изображений — религия сарматов их запрещала. Мне показалось, что это не справедливо, и головы стали немного «сарматскими».

2. Бабы, которые не были женщинами. С начала первого тысячелетия в саратовских степях господствовали другие наши удивительные земляки-предшественники — куманы или половцы. От половцев остались вертикально поставленные над курганами округлые камни, которые сейчас называют «половецкими бабами». «Баба», как ни странно, вовсе не означает женщину. Это название восходит к древнетюркскому слову «пращур» или «предок». Ближайшее родственное слово — «бабай» - дедушка по‑татарски. Этих удивительных скульптур осталось около двух тысяч, и их много в музеях саратовского края (оригинальная половецкая баба хранится в Ртищевском музее). Совершенно определенно половецкие бабы условны, антропоморфны и нередко дуалистичны в отношении гендерных признаков. Вероятно, для наших далеких предков важно было поставить на кургане некоего усредненного человека-предка, а не конкретного мужчину или определенную женщину. По размерам и по силуэту головы напоминают эти древнетюркские памятники.

3. Менгиры саратовского профессора Осятинского. Менгиры — это часть всемирного культурного наследия, первые скульптуры или первые архитектурные объекты эпохи неолита. Они имеют вид вертикально поставленных округлых камней и в наших краях никогда не встречались. Но тот же менгир — часть архитектурного багажа множества воспитанников бывшего СПИ. Дело в том, что единственный в Поволжье доктор архитектуры профессор А. П. Осятинский, воспитавший не одно поколение саратовских зодчих, свои лекции без упоминания менгиров не начинал и не заканчивал. О менгирах он мог говорить бесконечно долго, энергично размахивая старинной двухметровой указкой. Поэтому мне захотелось, чтобы арт-объект чуть‑чуть напоминал парочку менгиров профессора Осятинского.

4. Напоминание об Увеке. Укака, Укек, он же Увек, предтеча Саратова — вторая столица Золотой орды, любимый город хана Токты и сакральная тема саратовских краеведов. Город Увек периода расцвета чеканил собственную серебряную и медную монету. Поэтому чешуйки у рыбок я хотел сделать в виде оттисков увекских дирхемов и пулов.

5. Моаи для саратовских телезрителей. Благодаря Туру Хеердалу и передачам Юрия Сенкевича, загадочные статуи моаи стали родными для всех саратовских телезрителей, а вот посетить остров Пасхи и сфотографироваться с этими головами могли не все. Поэтому я придал постаментам некоторое сходство с гигантскими статуями с острова Пасхи. Саратовские моаи теперь всегда под боком и готовы для фотосессии.

6. Еще несколько архитектурных аллюзий. Разумеется, «головы» немного инспирированы греческой архаикой, но еще в большей степени отражают классическую традицию в саратовской архитектуре конца XIX- начала XX веков. В частности, некоторым они могут напомнить знаменитый дом А. И Скворцовас его огромной и загадочной, непропорционально сжатой с боков, «египетской» головой. Чаша в виде маскарона с головой античного Фавна — другой саратовский сюжет, она отсылает к первым саратовским фонтанам с тритонами, которые строили англичане. По саратовской традиции я пытался придать античному персонажу черты саратовца-современника. Так же делали саратовские скульпторы-лепщики, ученики Волконского в начале ХХ века с атлантами и кариатидами. Наконец, рога Фавна (и, одновременно, уши Больших голов) — реплика детали одного знаменитого саратовского здания...

 

 

P. S. Над объектом, вызывающим такую неоднозначную реакцию, трудилась команда. Мы старались, большинство делало это безвозмездно. Уверен, не все получилось идеально, и есть повод для критики. Для любого социума совершенно естественно давать те или иные оценки происходящему. Критика — абсолютно нормальное явление в современном мире, она неприятна, но помогает избежать ошибок в будущем, если эта критика онструктивная критика и по делу. Мне посчастливилось прочитать отзывы моих земляков о нашей еще незаконченной работе — меня их мнение «порадовало» …  

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:
Для возможности комментирования, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте.
ВЕРНУТЬСЯ НА ГЛАВНУЮ