Архстояние-2016: как это было и куда всё может исчезнуть?

Опубликовано 11-08-2016
Источник: arch.stoyanie.ru, archspeech.com, www.inmyroom.ru

Не в далекой-далекой галактике и даже не в другой стране, а здесь, совсем под боком, в Калужской области находится одно удивительное и таинственное место – арт-парк Никола-Ленивец. Художник и ужа давно коренной житель этого места Николай Полисский когда-то сбежал сюда от городской суеты и решил провести свою жизнь в лоне природы.  И в 2005 году Николай Полисский вместе с творческими жителями Николы-Ленивца: Василем Копейко, Анной Щетининой и Василием Щетининым основали фестиваль «Архстояние». Так Никола-Ленивец стал настоящим форпостом современного искусства, здесь на площади 650 Га представлена обширная коллекция архитектурных и художественных объектов, созданных за всю историю фестиваля:  около 150 арт-объектов, в создании которых приняло участие более 150 авторов, среди которых Франсуа Рош (Франция), Николай Полисский (Россия), Александр Бродский (Россия), Адриан Гейзе(Голландия), бюро West 8 (Нидерланды), Manipulazione Internazionale (Россия), Юрий Григорян (Россия) и другие. Сегодня более 30 фестивальных объектов стали частью постоянной экспозиции ландшафтного парка Николы-Ленивца.

Николай Полисский

С 22 по 24 июля в Николо-Ленивце прошел очередной 11-ый фестиваль «Архстояние». В этом году кураторы «Никола-Ленивца» реинтерпретировали первоначальную роль арт-парка как укрытия и предложили «сбежать» на фестиваль от городской жизни. Вот только уже давно ходят слухи, что бежать скоро будет некуда, ибо землю должны отдать… И землю действительно отдают — уже в августе состоится суд. Предыдущий владелец — Максим Ноготков, основатель «Связного», — должен передать все права на собственность Олегу Малису, некогда заработавшему состояние в телекоммуникационном бизнесе, а сегодня — обладателю контрольного пакета акций ОАО «Сити» (управляющей компании ММДЦ «Москва-Сити»), пишет в своей статье Юлия Шишалова, шеф-редактор арх-портала archspeech, побывав на фестивале и пообщавшись с самим Николаем Полисским. Так же Юлия отметила, что новые владельцы пока обещают не трогать фестиваль, но гарантий никаких нет. И единственное, что может гарантировать фестивалю жизнь – покупка этой земли за 100 млн рублей. Не из легких задача…

Ну а пока вся эта феерия архитектурных форм и смыслов всё еще стоит и всё еще ждет своих «беженцев». В этом году новых объектов, возведенных специально для фестиваля, неожиданно много – целых десять. Так где же всё-таки можно было укрыться на фестивале?

 

1. «Белые ворота», автор Николай Полисский

Триумфальная арка в «Никола-Ленивце», как и положено, знак транспортного узла. К ней сходятся три важных магистрали – тропа, ведущая в местный Версаль, тропинка в национальный парк и дорога на Москву. Убежище в данном случае сам «Никола-Ленивец» – райское местечко, особенно когда там нет фестивальной суматохи.

 

2. «Теневой павильон», авторы Ирина Корина и Илья Вознесенский

Еловая шишка высотой 5,6 метра и общей площадью 3,8 квадрата из металлических оборонительных щитов – чем не убежище? По замыслу авторов, символизирует потребность человека в защите, одновременно – русскую матрешку и яйцо со смертью Кощея из русских народных сказок.

 

3. «Мост», архитектурное бюро Wowhaus

Гибкий, «вязаный» мост – живой объект, который внедряется в среду, изменяется и живет вместе с ней. И соединяет противоположные берега: природу и человеческий разум, людей и бобров, которые и устроили на этом месте болото.

 

4. Голова «Дом бомжа», автор Павел Суслов

Конструкция из 254 холстов на подрамниках, которую всегда можно разобрать, холсты использовать по назначению, то есть писать на них этюды, а потом снова установить на каркас. Идея возникла из практики поездок художников на пленэр: надо было как-то хранить работы, надо было где-то жить. Так появилась «Голова» – склад картин и одновременно убежище художника.

 

5. «Убежище G-500», архитектурное бюро Archpoint 

Тайное убежище автолюбителя, которому вне машины ничто не в кайф. Объект представляет собой Гелендваген закопанный в землю по крышу и заросший травой. Внутрь можно попасть через люк в крыше, чтобы завести мотор, включить радио и почувствовать себя в привычных обстоятельствах. Подача свежего воздуха и отведение выхлопных газов обеспечивается.

 

6. «Клетка», автор Наиль Гареев 

Психологический перфоманс на тему игры отражений, в которой мы все участвуем. В современном мире невозможно увидеть всю картину целиком; получая информацию из того или иного источника, ты имеешь дело не с фактами, а с их интерпретацией. В клетке Наиля Гареева можно увидеть, как это происходит. Попадая внутрь, человек сталкивается с зеркалами-телеэкранами, непрерывно транслирующими новости. Выход из клетки каждый ищет самостоятельно.

 

7. «Личная Вселенная № 5», автор Дмитрий Жуков

Уютное пространство для двоих, как будто специально созданное для того, чтобы закрыться от всего мира и жить, глядя в любимые глаза. К сожалению, кому-то одному в таком пространстве обычно становится тесно, а иногда и обоим.

 

8. «Обитаемое вещество», авторы Дмитрий и Елена Каварга

«Обитаемое вещество» было задумано и воплощено как плод взаимопроникновения объекта искусства и архитектуры. Биоморфное по пластике и природное по своей сути, оно состоит из синтетических материалов – нескольких видов полимеров. Внутри этого гибрида можно сидеть или лежать продолжительное время, осознавая себя живым существом внутри другого существа и вместе с тем испытать состояние зависания, оторванности от земной тверди и социальной суеты.

 

Каждый год в Николо-Ленивец на фестиваль «Архстояние» съезжаются различные архитекторы и творят здесь эти необыкновенные арт-объекты. Все они - из экологически чистых материалов, которые впоследствии безвредно растворятся и не принесут никакого вреда окружающей природе. Почти все эти шедевры остаются стоять в доступности для зрителя и после проведенного фестиваля, причем во многие из них можно так или иначе проникнуть, что вызывает особое любопытство. И во всей этой феерии архитектурных форм и замыслов можно блуждать часами...

ПОДЕЛИТЬСЯ:
Для возможности комментирования, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте.
ВЕРНУТЬСЯ НА ГЛАВНУЮ