Денис Башев. Интервью с художником

Опубликовано 07-11-2016
Источник: Тектоника плюс № 17 Автор: Половайкина Анастасия
 

Денис Башев — дизайнер-график и арт-директор. Его специализация — логотипы, брендинг. В профессии Денис уже 16 лет. Последнее место учебы — Central Saint Martins College Of Art And Design (London). Так же Башев является основателем дизайн-студии Province (Томск), бывшим креативным директором в Sila Sveta, дизайнером Logvindesign и Tomatdesign. Ранее преподавал в Британской Высшей школе дизайна, в академии Wordshop, в университете УНИК и в МГУП имени Ивана Фёдорова. Заслужил около 30-ти международных наград, включая Eurobest (Lisbon), ADCE (Art Directors Club of Europe) в Барселоне и «серебро» Epica Awards в Париже. Вошёл в шорт-лист «Каннских львов» в 2012 году в категории Design Lions, получил два «золота» Red Apple (Москва). С недавнего времени является членом союза дизайнеров России.

https://ru.pinterest.com/didierbashev/my-works/

https://www.facebook.com/didierbashev

 

- Расскажи, чем ты сейчас занимаешься, над какими проектами работаешь?

- Сейчас, наверное, самый интересный проект, который я делhttps://ru.pinterest.com/didierbashev/my-works/аю, это «Шум». Это некоммерческий, можно сказать, социальный проект. Его главная идея - сделать что-то полезное для дизайн-сообществ. В данном случае мы хотим сделать портал, на котором можно было бы подключать разных людей с разными идеями, разные сайты. Например, сайт, на котором обсуждались бы работы, кейсы дизайнеров, тенденции в дизайне. То есть это сайт, связанный именно с критикой. Еще хотим сделать сайт-афишу для дизайнеров: всё, что происходит в России в дизайн-сообществе, будет афишироваться в рамках календаря. Например, дни рождения компаний, дизайнерские тусовки, образовательные мероприятия и т.д. Актуальность задумки этого сайта заключается в том, что зачастую жизнь дизайн-сообщества довольна скрытна, а сайт должен стать тем самым ресурсом, на котором открыто афишируется вся «движуха» дизайн-сообщества.

 

Еще один задуманный мною проект – создание фонда для сбора денег для каких-либо дизайн-мероприятий, ну и всего, что интересно для дизайнеров. Может, будем выпускать литературу на эти деньги или поддерживать интересные проекты и т.д. Некая замена краутфандинга для дизайнеров. Так же может привозили бы каких-нибудь звезд. Например, в Саратов было бы здорово привезти Justice. Они крутые музыканты и не менее крутые дизайнеры. Они могли бы поделиться своим интереснейшим опытом, рассказать о каких-то проектах, это было бы очень полезно для региональных дизайнеров.

Еще, например, хотим сделать свой фестиваль. Мы сейчас пытаемся получить опыт проведения дизайн-батлов, и скоро планируем запустить такой пробный проект в Москве. Например, Британская Высшая Школа Дизайна может соревноваться с Высшей Школой Брендинга и т.д., и между собой они могут выяснять, какая школа круче. Такие батлы можно проводить и среди различных компаний, дизайн-студий.

Главная идея всех этих проектов – добавить какой-то движухи в дизайн, расшевелить его. Потому что сейчас даже в Москве если что-то и происходит, то оно, во-первых очень коммерческое, а во-вторых, слишком зажатое, закрытое. И мы хотим изменить эту ситуацию.

Вообще, говоря «мы» я имею ввиду ребят, с которыми я работаю над этими проектами. Например, ребята из AltoVision из Казани делают как раз эту афишу, Вова Лифанов и Саша Загорский участвуют со мной в проекте, который связан с критикой. То есть мы – это все те люди, которые так или иначе включены во все эти проекты.

 

 

Брендинг для группы компаний "Легис"

 

- Недавно ты вступил в Союз дизайнеров России. Расскажи об этой организации, чем она занимается и какие у нее цели?

- Я думаю, что цели у него очень красивые. Это всё можно изучить на сайте. В общих чертах – популяризация дизайна, поддержка его развития. Этот союз работает в основном с государственным сектором. Я так понимаю, в этом союзе довольно много участников. Я сам туда вступил чисто из любопытства, мне стало интересно, чем они занимаются, как у них обстоят дела сейчас. На данный момент я хотел бы попасть на какое-нибудь собрание, чтобы вообще понять, что там происходит, ведь они принимают какие-то решения, касающиеся моей профессии. Возможно, я здесь смогу чему-то научиться, перенять опыт.

Главная беда таких больших союзов заключается в том, что у многих складывается впечатление, что там нет «движа», что там тухло и ничего не происходит. Но при этом, если тебя это касается, ты должен проявлять интерес к таким организациям, заявлять свою точку зрения и т.д. Особенно, если ты молодой и амбициозный дизайнер, в таких организациях ты можешь иметь возможность как-то влиять на среду, вносить в нее изменения.

S.A.D. / logo for fb group

 

- А преподаванием ты еще занимаешься?

- Да, я недавно подписался преподавать в Высшей Школе Экономики. С сентября у меня начинается двухлетний курс магистратуры. Это визуальные коммуникации, коммуникационный дизайн (LevelPlus). Я там куратор курса. Я вообще много где преподаю. В Британке, например, читал в «Стрелке». Так же я практически каждую неделю езжу по разным городам России и читаю лекции про дизайн. Преподавание, на самом деле, очень развивает меня в профессии, я таким образом учусь общаться с людьми. Дизайнеры зачастую – очень замкнутые люди, не умеют разговаривать с заказчиками. А ведь работа дизайнера – это общение в первую очередь.

 

- А сейчас у тебя не возникает трудностей в общении с заказчиками?

- Сейчас уже нет. Сказывается опыт. Но раньше такие сложности конечно были. Чаще всего из-за того, что я как-то еще на начальных этапах проекта неправильно понимал заказчика. Вообще, работа дизайнера в принципе заключается в том, чтобы разобраться в этой ситуации, и сделать то, что максимально от тебя зависит. То есть не придумать что-то, не навязать клиенту свои фантазии, а разобраться, что у него  происходит и достать то, что скрыто конкретно в этом проекте, очистить его от всего лишнего и подать в лучшем свете. Поэтому приходится идти на компромиссы и никаким образом не привносить свой собственный вкус в проект.

Здесь нужно тщательно изучить заказчика, понять тех  людей, с кем он работает, для кого это делается, изучить бизнес. Без понимания заказчика невозможно реализовать никакой проект. Ведь заказчик любую свою работу так или иначе пропускает через себя, и если дать ему какой-то инструмент, который понятен аудитории, но не понятен лично заказчику, то он сам просто не сможет им пользоваться.

Есть масса векторов, и ты стараешься выбрать те, где есть большинство пересечений и интересов заказчика, и интересов аудитории, и собственных интересов дизайна. Только в таком  случае работа будет продуктивной и полезной.

 

Автопортрет

 

- Существуют ли какие-то инструменты, которые могут работать в любой ситуации?

- Скорее нет, чем да. В каждом проекте важен именно индивидуальный подход. Вообще в дизайне один из важнейших принципов – это уместность. То есть то, что ты должен адаптировать под конкретную ситуацию. Если делать что-то общее, то оно получится формальным. Дизайн по сути – это же визуальный язык, и он всегда разный. Он не похож ни на что другое, он очень индивидуальный и завязан на жизненном опыте. Именно опыт формирует у дизайнера своеобразное понимание каких-то визуальных знаков. Еще всё зависит и от нашего воспитания, от восприятия мира и т.д. Поэтому сначала в любом проекте надо разобраться, на каком языке разговаривает заказчик со своими клиентам, с целевой аудиторией. А потом дизайнеру нужно научиться этому новому диалекту и на нем доносить важные для клиента мысли, то, что он хочет рассказать.

Стоит помнить еще об одной вещи: гораздо важнее то, что ты считываешь с дизайна, нежели то, что ты пытаешься туда вложить. Ведь дизайн никогда не сопровождается объяснениями. Есть, конечно, способы, которые могут что-то объяснить - слоганы, рекламные сообщения, надписи, - но обычно, такие посылы рассказывают о чем-то новом. То есть слоган, который не повторяет картинку, а раскрывает ее суть.

 

- Как в статичную картинку вложить сюжет?

- Зачастую не имеет значения, статика это или анимация. Человек в любом случае склонен сам всё додумывать. Особенно если для нас что-то является слегка скрытым или сказанным не до конца. Например, если на рекламном макете что-то скрыто от глаз, допустим, обрезанная фигура, то ты задумываешься, а чем же она заканчивается. И большинство таких вещей связаны с устройством физического мира. Вот, например, стакан, стоящий на краю стола – это статичная картинка. Но она создает ощущение опасности, что стакан может упасть, и это ощущение делает статичную картинку живой.

 

- Есть ли какие-то распространенные ошибки в графическом дизайне?

- Есть моменты, которые бросаются в глаза сразу. Одна из распространенных тем у дизайнеров -  это попытка надеть все красивое сразу, налепить весь максимум сразу в один проект, чтобы показать, что ты - дизайнер. Некий переизбыток решений, шрифтов, обводок, цветов. Это вот самая распространенная проблема, особенно у начинающих дизайнеров, они очень редко бывают сдержанными.

Еще очень плохо, когда видно, в какой программе сделана работа. Люди начинают использовать инструменты вместо смыслов. Ну и вообще у каждого есть свои персональные ошибки.

 

- Ты сейчас работаешь над одним проектом, связанным с Саратовом - сувенирная артель «Свиристель». Расскажи, как ты пришел в этот проект?

- Я его придумал. Так получилось, что меня как-то пригласили на проект «Дичь»,  я тогда еще приезжал вместе с ребятами из «Силы света». И тогда я услышал историю, что часто люди, приезжающие в Саратов, путают его с Самарой. И меня эта история как-то зацепила, мне показалось это странным, ведь в Саратове есть много интересных тем, одиозных историй, каких-то песен про город, он не кажется невзрачным городом, который можно с чем-то спутать. И я решил пошутить над этим: пошел на рынок, купил белую футболку и написал «Я люблю Самару», потом «Самару» зачеркнул и сверху написал «Саратов». Потом я подумал, что было бы здорово придумать какие-то знаковые сувениры про Саратов. И Женя Наумов меня в этой идее поддержал. Я придумал название, формат. Так появилась сувенирная артель «Свиристель».

Почему «Свиристель». У этой птицы тоже есть своя история. Многие воспринимают ее название на слух, однако мало кто знает, как она выглядит, и что вообще свиристель - это не она, а он. А птица эта на самом деле очень интересная, у нее необычный голос. И она общается как-то на своем особенном птичьем языке, рассказывает свои истории. Мне эта параллель показалось интересной. Да и потом, птица - она вольная, так же как люди, которые путешествуют.

«Свиристель» оказался для меня занимательным проектом. Он не про старое, он наоборот современный, у него есть свой стиль. Я бы сказал, что это что-то провинциальное, но не в плохом смысле, а наоборот что-то душевное, хорошее, доброе, настоящее, сделанное вручную.

Проект сувенирная артель «Свиристель»

 

- А почему именно Саратов? Ведь много есть городов с не менее занимательными историями.

- Да, много. Но такие вещи всегда происходят случайно, тогда, когда ты их не ожидаешь. Возможно, мы не остановимся на одном городе и когда-нибудь сделаем франшизу, кто знает. Свиристель - птица вольная, перелетит, куда захочет.

 

ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ПРОЕКТА "ДИЧЬ"

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:
Для возможности комментирования, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте.
ВЕРНУТЬСЯ НА ГЛАВНУЮ